Служба внутреннего аудита как инструмент защиты интересов собственников компании

7 апреля 2015Служба внутреннего аудита в компании организуется для защиты интересов собственников. Основная его цель - повышение эффективности системы корпоративного управления, как это и предусматривается МСА ВА (международным стандартом) 2100.Роль внутреннего аудита могут выполнять специально созданные структуры – службы внутреннего аудита (СВА), внутренние аудиторы, состоящие в штате компании, либо привлеченные внешние аудиторы, работающие на аутсорсинге.  Регулярное и плановое взаимодействие внешних аудиторов и СВА компании повышает обеспеченность проверок, сокращает продолжительность их проведения, трудозатраты и их стоимость. В таком случае, контрольные мероприятия на предприятии могут проводиться по единому совместно согласованному плану. При системном взаимодействии отрабатывается методика взаимодействия, осуществляется детальное обсуждение ее результатов, что приводит к повышению обоснованности совместного аудиторского заключения. По результатам таких совместных мероприятий подготавливаются общие отчеты для топ-менеджмента компании и Совета директоров.  СВА позволяет топ-менеджменту предприятия получать информацию о текущих целях и задачах функционирования бизнеса, а также помогает подтверждать и контролировать достоверность отчетов менеджмента предприятия. Внутренний аудит способствует своевременному обнаружению и устранению недостатков в работе, предотвращению потерь ресурсов компании, поскольку его функции реализуются в момент проведения финансово-хозяйственных операций.Методы, приемы, процедуры и формы, применяемые при внутреннем аудите, должны обеспечивать комплексное и системное изучение показателей финансово-хозяйственной деятельности компании, а также ее структурных подразделений. 

Периоды проведения проверок обуславливают и различные формы контроля: 

  • предварительный
  • текущий 
  • последующий

Предварительный контроль

проводится до начала проведения операций, подвергающихся контролю, и направлен на предупреждение нарушений при их исполнении. Эта форма имеет превентивный характер и применяется на начальных стадиях управленческого процесса, т.е. постановки задачи, определения ее цели, подготовки мероприятий по решению задачи. Наиболее часто она используется при оценке бизнес процессов с целью пресечения незаконного и нерационального использования ресурсов предприятия.

Текущий контроль

всегда присутствует как неотъемлемая часть оперативного управления. Он производится именно в процессе выполнения операций для оперативного пресечения выявленных недостатков. Главная его цель состоит в своевременном обнаружении отклонений от российского законодательства и внутренних локальных нормативов на момент совершения операций. Преимущество текущего контроля состоит в вероятности обнаружения и исправления ошибок до составления и использования отчетности. 

Последующий контроль

осуществляется за прошедший отчетный период функционирования компании. Он выполняется уже после проведения операций и предусматривает проверку достоверности отчетных данных, выявление и устранение допущенных нарушений. Последующий контроль обеспечивает реальную оценку деятельности объектов проверок, его основной целью является выявление нарушений законодательства и признаков мошенничества в прошедшем периоде, обеспечение целостности имущества и законности проведения операций.  Для соблюдения баланса и выявления недостатков на всех стадиях деятельности компании в практике внутреннего аудита целесообразно использовать все возможные формы внутреннего контроля. КУМЦ АПР

Смотрите также:

  1. Внутренний аудит и внутренний контроль
  2. Составление бюджета и планирование его
  3. Внутренний аудит на предприятии
  4. СВК или система внутреннего контроля