Часто задаваемые вопросы
Что такое профессиональный стандарт?
Профессиональный стандарт – документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Где применяются профстандарты?
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Профстандарт состоит из разделов, каждый из которых относится к определенному уровню квалификации и содержит описание выполняемых трудовых действий и необходимых знаний и умений работников. Профессиональные стандарты призваны описать профессии в их современном виде. Для этого перед утверждением проекты документов проходят публичное обсуждение в профессиональных сообществах.
Какие профстандарты для специалистов в области внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками утверждены?
Утверждены следующие профстандарты:
- Профстандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 236н от 22 апреля 2015 года
- Профстандарт «Внутренний аудитор» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 398н от 24 июня 2015 года
- Профстандарт «Специалист по управлению рисками (Риск-менеджер)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 591н от 07 сентября 2015 года
Для чего нужны профстандарты?
- Профессиональные стандарты позволят решить ряд важных проблем профессиональной подготовки и подбора кадров специалистов для систем внутреннего контроля организаций, а именно:
- профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;
- работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить его сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста;
- работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов;
- работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества;
- система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.
Каков порядок применения профстандартов?
Применение профессиональных стандартов для экономических субъектов определяется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статей 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 195 «Порядок применения профессиональных стандартов»).
Так, документом предусматривается обязательное применение работодателями профессиональных стандартов, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены ТК РФ, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, планируется применять профстандарты в качестве основы для определения требований к квалификации работников.
Согласно документу, поправки должны вступить в силу с 1 июля 2016 года.
Как будет применяться профстандарт в системе образования?
Требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах, а также конкретные программы профессионального обучения предполагается формировать на основе соответствующих профстандартов (сейчас закон предусматривает необходимость учитывать положения соответствующих профстандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования). При этом будет необходимо в течение года с момента принятия соответствующего закона обновить уже принятые федеральные государственные образовательные стандарты и привести их в соответствие с профстандартами.
Согласно 122-ФЗ, поправки должны вступить в силу с 1 июля 2016 года.
Будет ли период апробации профстандартов?
Да, будет. Курирует эту работу Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который делегировал свои полномочия отраслевым советам по профквалификациям. Стандартизация внутреннего контроля и аудита отнесена к компетенции Совета по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка (СПК).
В составе СПК создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в области внутреннего контроля и аудита в Российской Федерации. Ответственной за организацию этой работы назначено НП «НОВАК».
Первыми процедуру апробации пройдут следующие профстандарты: «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» и «Специалист по управлению рисками (Риск-менеджер)».
Процесс апробации будет проходить в соответствии с «Положением об апробации принятых профессиональных стандартов».
Фактически, процедура апробации профстандарта означает прохождение следующих процедур:
Во-первых, непосредственно апробация профстандарта на реальных предприятиях. Целью апробации профстандарта является проверка пользователями применимости принятых профессиональных стандартов в реальных условиях. Например, в процессе апробации профстандарта «Внутренний контролер» участвуют такие компании как: ОАО «РЖД», Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Ростех», ОАО «Россети», ФГУП «Почта России» и другие.
На втором этапе проходит адаптация системы образования. Переработка или разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов. Эту работу НП «НОВАК» проводит совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ.
В-третьих, разработка и запуск системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Это, фактически, признание качества программ и уровня подготовки выпускников образовательной организации по конкретной образовательной программе. Выпускники программ, прошедших процедуру профессионально-общественной аккредитации будут получать зачет на соответствие определенным уровням профстандарта или проходить процедуру оценки квалификаций в облегченном формате.
Ну и четвертым блоком, должна стать национальная система оценки квалификаций специалистов в области внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Что такое «оценка квалификаций» и кто ее проводит?
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало проект ФЗ «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Указанный закон устанавливает правовые основы оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам, создания условий для участия работников в непрерывном образовании, повышения роли работодателей в развитии профессиональных квалификаций и оценки качества профессионального образования. С данным проектом закона можно ознакомиться в интернете.
По информации Минтруда, внедрение механизма оценки квалификации, предлагаемого в законопроекте, позволит получить эффекты по следующим направлениям:
- в соответствии с Планом-графиком к 2018 году будет проведена оценка квалификации 70,4 тыс. граждан. Это будет способствовать обеспечению потребности в квалифицированных работников;
- сокращение сроков повышения квалификации и переподготовки кадров не менее чем на 10% за счет более точного запроса к системе образования, позволит снизить расходы работодателей и бюджетов всех уровней на данные цели (с учетом расходов на оценку квалификации и исходя из показателей Плана-графика) в период 2016-2018 гг. на 3,32, 3,8, 4,1 млрд рублей соответственно;
- снижение периода адаптации на новом рабочем месте при трудоустройстве, перемещении внутри организации, при освоении новой работы (в среднем период составляет по оценке 2 месяца) – до 1 месяца. Численность работников, которые пройдут сертификацию в 2016 году – 16 тыс. человек, в 2017 году – 50 тыс. человек, в 2018 году – 100 тыс. человек. С учетом этого, ожидаемый эффект сокращения издержек работодателей – 0,24, 0,8 и 1,7 млрд рублей соответственно.
Соответствие специалистов по внутреннему контролю требованиям профессионального стандарта будет подтверждаться в нашей стране путем оценки квалификаций национальными профессиональными объединениями методом проведения квалификационных экзаменов. Некоммерческое партнерство «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров» разработало систему оценки квалификации внутренних контролеров и аудиторов, а также программы их подготовки к сдаче квалификационных экзаменов.
Курирует работу Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который делегировал свои полномочия отраслевым советам по профквалификациям. Стандартизация внутреннего контроля и внутреннего аудита отнесена к компетенции Совета по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка (СПК), при котором создан Центр оценки квалификации.