Составление бюджета и планирование его
15 января 2015Составление бюджетов является важным элементом общего процесса планирования. Бюджет – это плановые количественные финансовые показатели, основанные на анализе деятельности компании. Бюджеты рассчитываются для всего предприятия либо для каждого из ее подразделений.
Главный (основной) бюджет включает в себя
планирование доходов и расходов финансового обеспечения производственного процесса компании. В нем оцениваются и учитываются планируемый доход, денежная масса и долгосрочные планируемые показатели. Этот бюджет определяет ближайшие перспективы компании. Бюджетное планирование выполняет важнейшую задачу в деятельности менеджмента. Бюджетный цикл состоит из нескольких этапов: планирования, проектного бюджета, расчетов и оценки возможных вариантов с внесением корректировочных данных, окончательного согласования и утверждения планов, выстраивания обратной связи бюджетного цикла.
Генеральный бюджет обеспечивает не только финансовое, но и оперативное регулирование. Без бюджетного планирования не может обходиться ни одна крупная организация. Малые предприятия сегодня используют проектирование бюджета весьма активно. Такие компании вынуждены разрабатывать бюджетные планы, чтобы минимизировать возможные риски, контролировать производство и затраты в соответствии с планируемыми доходами. Бюджетирование включено во многие управленческие и финансовые системы, что и побуждает составлять перспективные планы, формировать стратегию и развивать координацию. Бюджетирование является обязательной частью планирования, как краткосрочного, так и долгосрочного. В нем должны подчеркиваться стратегические аспекты компании: ресурсы, конкурентная политика, настоящая и прогнозируемая рыночная потребность реализуемых товаров и услуг.
Количественная оценка планов, закрепленная документально после оценки и обобщенного анализа, и является бюджетом. Корпоративная стратегия и бюджетная политика компании составляют единое целое. Бюджетысоставляются на различные временные промежутки, начиная от одного года до десятилетий. Предприятия очень часто внедряют бюджетное планирование как часть многолетнего планирования. Годовой бюджет обычно разбивается поквартально. На протяжении отчетного года бюджетные планы исправляются. Часто используются скользящие или непрерывные бюджеты. Специфика этого типа бюджетов заключается в том, что при окончании учетного периода, действующий бюджет дополняется данными нового периода. Этим поддерживается функция постоянного планирования. Скользящий бюджетный план не дает возможности менеджменту компании допускать ошибки и создает условия для получения годового прогноза. Выбор периода бюджетирования зависит от анализа входящих финансовых данных и требований руководства для обеспечения эффективного функционирования организации. Многообразие бюджетных форм очень велико, но они должны включать: данные финансовой отчетности, данные бюджетного плана, спецификации управленческого решений, проектные (долгосрочные) бюджетные планы.
Общий (главный) бюджетный план - это финансовый и оперативный план, скоординированный по подразделениям или функциям предприятия в целом. В правильно скоординированной системе управления компании бюджеты используются для оценки исполнения финансовых планов, разработки инвестиционных программ и проектов, координации действий сотрудников внутри компании и установления коммуникаций. Основой бюджетирования является система продаж, которая тесно переплетена со снабжением и производством. Система учета ответственности выделяет центры ответственности по принятию решений и связывает финансовые данные с менеджментом.Регулирование бюджета в организации сложный и многогранный процесс. Бюджетный комитет занимается развитием и тщательной проверкой корпоративной стратегии и экономических планов, дает рекомендации, координирует деятельность компании, устраняет конфликтные ситуации, выполняя в основном консультативную роль. Набор инструкций, организационная структура, разделение ответственности и контроля называется руководством по бюджетированию. Эти инструкции являются неукоснительными рекомендациями и правилами для составления бюджетных программ и чрезвычайно важны для процесса бюджетного планирования. Для окончательной ответственности за бюджетную программу назначается директор по бюджету, осуществляющий непрерывное взаимодействие и связь между линейными и функциональными отделами, контролирующий неукоснительное исполнения утвержденного бюджета.
КУМЦ АПР приглашает финансовых специалистов пройти обучение по программам повышения квалификации и получить практические знания и навыки по анализу и составлению бюджетов и бюджетному планированию.
КУМЦ АПР Смотрите также:
- Внутренний аудит и внутренний контроль
- Внутренний аудит на предприятии
- СВК или система внутреннего контроля