Антон Силуанов о реализации нацпроектов и перспективах экономического роста

“Московский комсомолец”, разместивший на днях интервью с первым вице-премьером и главой финансового ведомства Антоном Силуановым, сравнивает его фигуру с рядом предшественников в разные времена истории России, начиная с эпохи 90-х: Егором Гайдаром, Анатолием Чубайсом, Германом Грефом. Сегодня Антон Германович (полагаем, с этим согласятся очень многие) – действительно символ экономической политики государства. Но что это значит для него самого?

В отличие от многих финансовых министров, которые оценивают эффективность экономики в первую очередь с точки зрения наполнения госбюджета, глава российского Минфина считает такой подход весьма ограниченным, потому что первоочередную важность имеет позитивная динамика развития: будет она - будут и доходы бюджета. Особенное значение для России это имеет сегодня, когда Владимиром Путиным поставлены перед страной очень важные цели до 2024 года.

Общая сумма дополнительных затрат на реализацию нацпроектов оценивается величиной в 8 трлн. руб., к которым, по словам Антона Германовича, необходимо приплюсовать уже заложенные в бюджете средства, средства региональных бюджетов, внебюджетных фондов, частных инвесторов, и все это дает фантастическую сумму в 25,7 трлн. руб., которые пойдут на улучшение качества жизни людей, условий ведения бизнеса, жилищных и экологических условий в России, и так далее.

Хотя финансирование национальных проектов обеспечено в полной мере, денег, как часто бывает, не хватает, поэтому Антон Германович говорит о необходимости структурных преобразований (в чем перекликается с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным, который относительно недавно также подчеркивал их важность для реализации национальных целей).

Многие сегодня указывают на то, что в условиях профицитного бюджета стоит направить на реализацию нефтегазовые доходы, однако Антон Силуанов говорит, что ключевой момент заключается не в наличии средств (они есть), а в умении рационально ими распоряжаться. Он вспоминает относительно еще недавние времена, когда им приходилось балансировать бюджет в условиях постепенного роста цен на нефть: сначала 17 долларов за баррель, далее 20, 30, 60. В “сытые” времена бюджет балансировался при цене в 100 долларов, а далее случился кризис, и цены стали снова снижаться. Повторение ситуации с сокращением расходов, чтобы качество медицинских и прочих услуг для граждан зависело от мировых цен на нефть, недопустимо. Сегодня, благодаря преобразованиям, российскую экономику удалось вывести в состояние, когда она более не зависит от цен на энергоносители.

Представители издания задали вопрос, зачем тогда в условиях профицита правительство решило увеличивать нагрузку на экономику. В этой связи нельзя не вспомнить прошлогоднее повышение налога на добавленную стоимость. Как объясняет ситуацию глава Минфина, правительство пошло путем наибольшего распределения ресурсов: значительная часть денег была изъята из экономики и направлена адресно в те отрасли, которые должны стать участниками программ по улучшению качества жизни россиян.

Если вспоминать тот же НДС, то он, говорит Антон Германович, является нейтральным налогом в плане воздействия на экономику, и в условиях свободной конкуренции даже не приведет к росту цен. Кроме того, НДС ведь и не повышался в случае с социально значимыми и продовольственными товарами, а в качестве одной из компенсационных мер был отменен налог на движимое имущество, что облегчило предпринимателям модернизацию производственных средств.

Деньги от повышения НДС нашли адресатов. Антон Силуанов лично наблюдает примеры уже идущей реализации национальных проектов в регионах. В качестве примера он приводит “Производительность труда”, благодаря которому уже сейчас создаются новые рабочие места, и появляется возможность поднять зарплаты. Программа развития малого и среднего предпринимательства уже обеспечило МСП доступом к дешевым кредитам под ставку 8,5%, что стало возможным благодаря субсидиям. Активно идет строительство новых дорог и других объектов инфраструктуры.

Тем не менее, цифры, показывающие темпы роста российской экономики, особого оптимизма не внушают. Этот факт не оспаривает и глава Минфина, однако отмечает, что правительство уже предприняло действия по нормализации роста. Среди таковых - план по увеличению инвестиций в российскую экономику до 25% от ВВП к 2024 году, снижение административной нагрузки на бизнес, облегчение нормативно-правового регулирования в форме “Регуляторной гильотины”, и прочие.

Да и сами национальные проекты обязаны принести отдачу. Инфраструктура развивается, начинают строиться дороги. Один из важнейших нацпроектов “Цифровая экономика” должен обеспечить колоссальную отдачу в виде более высоких темпов роста. Можно говорить и конкретными цифрами: на вопрос о его ожиданиях Антон Силуанов отвечает, что к 2024 году Россия выйдет на темпы экономического роста не ниже среднемировых, составляющих, согласно оценкам Всемирного банка на данный момент, 3,3% годовых. А вторая задача - войти в топ-5 ведущих экономик мира. На данном этапе Россия уже шестая - осталось обогнать Германию.

Фото: https://www.minfin.ru