Переход на “цифру”: современные наработки и будущие перспективы

Развитие дистанционного налогового мониторинга в России продолжается уже не первый год. То, что с инициативы Федеральной налоговой службы начиналось в 2015 году как смелый эксперимент с участием избранных крупных компаний и банков, сделало в этом году шаг по направлению к явлению массового характера. В августе этого года отечественные СМИ сообщили о подготовке Министерством финансов нового законопроекта, который должен смягчить условия для участия в дистанционном взаимодействии с налоговиками. Мало причин сомневаться, что со временем - возможно, в течение ближайших пяти лет - этот режим будет применяться повсеместно.

Основная идея заключается в предоставлении налоговым контролерам круглосуточного доступа к данным отчетности, что требует определенной смелости, но и освобождает бизнес от выездных проверок, а кроме того - позволяет оперативно разрешать с налоговиками все спорные вопросы во избежание дальнейших претензий. Кроме того, это также несет преимущества в плане улучшения репутации: если компания соглашается на такое, ей, скорее всего, нечего скрывать. Вот почему основными участниками до сих пор остаются представители крупного бизнеса, в том числе государственные организации, являющиеся главными источниками налоговых поступлений в бюджет.

Но репутационные соображения - не единственная и даже не главная причина, почему к дистанционному налоговому мониторингу переходит в основном крупный сектор. Решение поработать над упрощением требований отражает попытки финансового министерства придать немного массовости прогрессивным методам налогового контроля. В данный момент для компаний действует минимальная планка в 3 млрд. руб. годового оборота и 300 млн. ежегодных налоговых платежей. В августе сообщалось о возможном снижении порога до двух миллиардов годового оборота и 200 млн. руб. уплачиваемых налогов. Федеральная налоговая служба с инициативой коллег согласна.

Тем самым к участию в дистанционном налоговом мониторинге пытаются подключить средние предприятия с годовым доходом до 2 млрд. рублей - а со временем, возможно, и малые предприятия, у которых планка находится на уровне 800 млн. Дистанционные методы контроля несут пользу не только компаниям, но и самим контролирующим органам, поскольку позволяют им затрачивать на проверки меньше ресурсов. “Пилотная” стадия с участием избранных представителей индустрии была логичным первым шагом, и не менее логичное развитие - постепенное расширение эксперимент. Примерно как в случае с налоговым режимом для самозанятых, который в этом году ввели для четырех областей, затем одобрили для еще 19 субъектов, а теперь председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко допускает распространение налога на профессиональный доход на всю Россию с середины следующего года.

Другое дело, что даже уменьшение количественных критериев по годовому обороту и уплачиваемым налогам вовсе не гарантирует компаниям легкой жизни, потому что технологическое оснащение требует колоссальных финансовых и временных затрат. Как иллюстрация, в конце ноября журналисты “Коммерсанта” беседовали с представителями трех крупных банков (Сбербанка, Альфа-банка и банка “Дом.РФ”) по поводу их добровольного перехода на дистанционный налоговый мониторинг уже с 1 января следующего года. Выяснилось, что, несмотря на значительно выросшее число организаций на этом режиме, цифры все же ниже тех, которые назывались Федеральной налоговой службой раньше в качестве прогнозных. Подготовка иногда забирает столько времени, что между принятием решения о переходе и самим переходом может пройти и год, и полтора.

Таким образом, несмотря на все перспективы дистанционного мониторинга, пока что условия для его внедрения не самые благоприятные, и не в последнюю очередь из-за несовершенства технического оснащения. Однако нет причин думать, что они будут таковыми всегда. А по мере развития технической базы следует ожидать прихода дистанционных методов взаимодействия в другие сферы, в частности, аудита и бухгалтерского учета. Денис Авдюшин, генеральный директор Делис Архив, в своей статье от мая этого года разбирает основные нюансы организации электронного документооборота при дистанционном бухгалтерском обслуживании. Дистанционный бухучет благодаря быстрому развитию технологий становится все более распространенным явлением, а традиционные представления о “кабинетной” бухгалтерии - напротив, устаревают буквально на глазах.

Цифровой аудит, дистанционный аудит, постоянный мониторинг в режиме нон-стоп - это лишь некоторые главные темы, которые будут подниматься в ходе одной из трех основных сессий на IX Национальной практической конференции “Внутренний контроль и аудит в России: новые тенденции в условиях цифровизации”, которая пройдет 3 марта 2020 года в столичном отеле “Националь”. Участники мероприятия также получат возможность услышать выступления докладчиков, посвященные оценке эффективности служб внутреннего контроля, оценке и управлению рисками в условиях цифровизации (соответственно, первая и третья тематические сессии). Среди докладчиков уже заявлены такие известные персоны как:

  • Татьяна Викторовна Блинова (аудитор Счетной палаты России)
  • Валерий Павлович Горегляд (главный аудитор Центробанка)
  • Сергей Владимирович Романов (директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе)
  • Михаил Анатольевич Лауфер (заместитель директора департамента внутреннего аудита Банка России)
  • Леонид Игоревич Балановский (управляющий директор департамента управления рисками Фонда Развития Дальнего Востока)
  • и многие другие.

Будем рады вас видеть на наших конференциях!

--> -->