Что эффективнее – территории опережающего развития или особые экономические зоны?

Теперь ответ на этот вопрос есть – определенно первое! На прошлой неделе “Известия” поделились статистикой за последние 14 лет, полученной от Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерства экономического развития.

Территории опережающего развития - экономические зоны с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями – имеют относительно недолгую историю. В правовое поле РФ они были введены в самом конце декабря 2014 года с принятием Федерального закона N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”. И пускай срок относительно небольшой, но эти четыре с половиной года оказались более эффективными в плане привлечения инвестиций, чем 14 лет существования особых экономических зон.

ОЭЗ – это ограниченные территории с особым режимом предпринимательской деятельности. В правовое поле они вошли 14 лет назад вместе с принятием Федерального закона N 116-ФЗ от 22.07.2005. В Министерстве экономического развития, к слову, не выделяют никаких особых отличий между ОЭЗ и ТОР. И там, и там речь идет об особых налоговых режимах и преференциях таможенного и страхового регулирования, просто первые больше ориентированы на поддержку технологического производства, а вторые - на выравнивание социально-экономического развития отдельных населенных пунктов Российской Федерации (кроме ТОР Дальнего Востока - там все нацелено в первую очередь на привлечение региональных инвестиций).

На данный момент в Российской Федерации действуют 26 особых экономических зон, подразделяемых на четыре типа: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. За все время своего существования им удалось привлечь инвестиций на 369,4 млрд. р. от 707 российских и зарубежных инвесторов, благодаря чему получилось создать 36,8 тысяч новых рабочих мест - свидетельствуют данные Министерства экономического развития.

С другой стороны, впервые сформированные четыре года назад на Дальнем востоке территории опережающего развития уже привлекли 375,4 млрд. р. инвестиций от 775 инвесторов и создали практически столько же новых рабочих мест - 35,3 тысяч. Сами результаты и скорость их реализации поражают. Общее представление об итогах деятельности ранее давали и отзывы со стороны Счетной палаты, где критиковали эффективность ОЭЗ в плане поддержки российской экономики, а в 2017 году – напомнили “Известия” – по распоряжению премьера было ликвидировано 10 территорий опережающего развития.

Опрошенные изданием эксперты вспомнили и другие территории с особым режимом: свободные экономические зоны, технопарки, отдельно порт Владивосток. Разные “инструменты” преследуют разные цели федерального и регионального уровня, и лучше чтобы такое разнообразие сохранялось. Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Дмитрий Каталевский считает, что успех зон с особым режимом зависит от близости к большим агломерациям и рынкам сбыта. Это не значит, что нужно закрывать глаза на неэффективные зоны: он предлагает раз в несколько лет проверять их на эффективность и в случае необходимости закрывать.

Другой вопрос, какой вклад эти площадки вносят в реализацию национальных целей, в первую очередь по увеличению инвестиций. Директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев считает, что небольшой, приводя данные по росту ВВП за первое полугодие: всего 0,9% при увеличении инвестиций в основной капитал на 0,6%. По его словам, время переходить от количества к качеству, потому что в своем нынешнем виде механизмы привлечения инвестиций просто не работают.