Силуанов о плане по “дедолларизации”
На прошлой неделе правительство озвучило свои планы по отказу от доллара. Хотя многие усмотрели в этом подготовку к полному запрету долларов в России, речи об этом, конечно, не идет – акцент делается на расширении возможностей для расчетов в национальных валютах. В интервью каналу “Россия 24”, размещенному на сайте Минфина, министр финансов Антон Силуанов раскрыл некоторые подробности.
На вопрос о целесообразности проведения “дедолларизации” прямо сейчас Антон Германович ответил, что расчеты в мире сегодня проводятся в основном в долларах, поскольку США является крупнейшей мировой экономикой. Вместе с тем в мире растет популярность и других валют – евро, китайского юаня (а сам Китай постепенно перенимает статус крупнейшей экономики у США). Одновременно политическая ситуация с Америкой меняется на глазах: вводятся санкции, торговые ограничения. Давление нарастает, поэтому для России зависимость от доллара становится опасной. Поэтому меры по постепенному переходу к расчетам в нацвалютах – рублях, евро и даже юанях – очень актуальны для России. Именно в построении торговых отношений по такому принципу РФ заинтересована сегодня.
Помимо этого, Минфин собирается проводить меры стимулирования торговых партнеров к проведению расчетов в рублях: делать налоговые преференции, обеспечивать ускоренный порядок возврата валютной выручки, НДС по экспортным поставкам. Антон Силуанов считает такой вариант абсолютно правильным и говорит, что в планах у правительства значится подготовить такие решения уже в текущем году, а в 2019 г. они должны заработать.
Переход внешнеторговых соглашений в любом случае не будет мгновенным, но постепенным. Экспортные предприятия будут как по указанию государства (как крупнейшего акционера очень многих из них), так и по собственной воли (благодаря стимулирующим мерам) постепенно воздействовать на своих партнеров с целью переориентации торговых соглашений на внедолларовый сегмент.
Никакой опасности для долларовых счетов граждан нет. Никто не собирается исключать доллар из хождения и принудительно конвертировать их в рубли – заверил Силуанов.
Остается, правда, еще вопрос заинтересованности в таких изменениях со стороны контрагентов. Антон Германович согласен, что здесь все-таки возможны дополнительные издержки по конвертации, поэтому облегчение более легкого доступа контрагентов к недолларовым валютам станет в ближайшее время основной задачей для Министерства финансов и Центрального банка. Снижение затрат по конвертации и должно стать тем фактором стимулирования для внешнеторговых партнеров.
На предположение о том, что уже в следующем году газ у России будут покупать в евро, а не долларах, Антон Германович заметил, что это всегда решение двух сторон, поэтому необходима совместная работа с ними. Определенный интерес с их стороны уже есть – так, в августе министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) предложил создать европейский аналог системе SWIFT для расчетов, в том числе за нефть и другие сырьевые товары. Это сигнал о том, что и европейцы тоже “задумались” в ответ на вводимые США ограничения, - считает Антон Силуанов, - и Россия готова работать с ними.
При этом пока что нельзя назвать никакой определенной валюты, которая может стать “наследником” доллара. Это может быть евро, это может быть юань и даже рубль. Антон Силуанов предлагает не строить предположений и оставить это на решение участников внешнеэкономической деятельности.
Еще один вопрос – в чем хранить теперь госрезервы? Как известно, резервы сегодня хранятся в виде “корзины” валют, в том числе доллара. Понятно, что здесь также есть интерес к снижению доли, то есть зависимости от валют государств, со стороны которых возможны меры санкционного воздействия. Поэтому здесь тоже можно ожидать определенных изменений политики – ответил на вопрос ведущей Антон Силуанов.