Бизнес могут освободить от проверок по требованиям, принятым до 2010 года

За это время чиновники проведут инвентаризацию устаревших правил.  

Сейчас действует больше 2 млн обязательных требований – бизнесу они обходятся почти в 6% ВВП, а государству контроль за их соблюдением – в 1,5%. Но часть таких требований уже устарели или дублируют друг друга – с этим связано 90% издержек бизнеса из-за проверок. Только расходы на подготовку проекта нормативов образования отходов превышают 40 млрд руб. в год, жаловался бизнес-омбудсмен Борис Титов президенту. Всего же для выполнения всех требований экологического контроля компании должны постоянно актуализировать почти 170 документов.

Чтобыизбавить бизнес от лишних правил, министр экономического развития МаксимОрешкин предложил провести инвентаризацию требований, принятых до 2010 г., – вэтот год была введена оценка регулирующего воздействия (его слова по «Интерфаксу»). А пока инвентаризация будет проводиться – запретить инспекторампроверять соблюдение этих требований.

С июля 2017г. контролеры уже не могут проверять, соблюдают ли компании требования,установленные еще советскими актами. Таких устаревших требований, принятых до1990 г., эксперты ВШЭ насчитывали более 3000, некоторые из них выполнитьневозможно. Например, молочные заводы должны разбирать весь инвентарь и мытьего вручную, писали эксперты, но на современном оборудовании мойка полностьюавтоматизирована. Сейчас контролеры проводят инвентаризацию таких правил.

Лишних иповторяющих друг друга требований, введенных до 2010 г., может быть еще больше,говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. ПредставительМинэкономразвития затруднился назвать их число. На то, чтобы провести ихинвентаризацию, контролерам нужно дать три года, предложил Орешкин: те, которыенужны, перенести в более поздние акты, предварительно оценив их влияние. Мераможет войти в законопроект реформы контрольно-надзорной деятельности ко второмучтению, сказал он. В Госдуму проект будет внесен до середины ноября, заявилминистр по делам открытого правительства Михаил Абызов.

Нагрузка всеменьше

Ежегодночисло проверок сокращается: в 2016 г. за один год – на 22%, за два – на 26%,приводит оценки представитель Минэкономразвития. В первом полугодии 2017 г.было почти 700 000 проверок, из которых больше 450 000 быливнеплановыми – это на 15,7% меньше, чем за тот же период 2016 г. Бизнес,правда, снижения нагрузки не замечает: 56,1% опрошенных в мае Титовым компаниймалого и среднего бизнеса отметили рост нагрузки и только 5,1% – ее снижение.

Особенномного таких требований в сфере природоохранного контроля, говорит экспертоткрытого правительства Александр Брагин. Самые массовые – для промышленнойбезопасности, пищевой промышленности, транспорта, строительства и обороталекарств, перечисляет представитель Минэкономразвития. Для примера избыточныхтребований Орешкин рассказал о проверках Росздравнадзором Большого театра, гдев процедурном кабинете сотрудникам оказывается первая помощь. У театра естьлицензия на обращение лекарств и осуществление медицинской деятельности,Росздравнадзор же за одно из нарушений выписал штраф в 150 000 руб.,рассказал он, хотя риск причинения вреда в процедурном кабинете театра,конечно, минимален.

Решитьпроблему лишних правил должен был риск-ориентированный подход (применяется при пожарном, санитарном контроле, надзоре в сфере связи). Но и эта мера неработает, предупреждал Титов: например, Россельхознадзор требует проводитьлабораторные исследования и ветеринарную сертификацию каждой партии выловленнойроссийской рыбы, груз задерживается на каждом этапе – таможенного досмотра,прохождения лабораторных испытаний, получения ветеринарных сертификатов, хотяво всех странах рыбу проверяют на месте вылова. Общие издержки рыбаковдостигают 4,5 млрд руб. ежегодно, писал Титов.

Запретконтролировать соблюдение старых требований – самый эффективный способактуализировать устаревшие и избыточные требования, поддерживает предложениевице-президент РСПП Александр Варварин. Но провести такую реформу можетоказаться слишком сложно, предупреждает Брагин: массив требований, принятых до 2010г., огромен, а реестра всех требований до сих пор нет. Неясно и как провестиоценку их влияния, говорит он. Все будет зависеть от сроков, которые будут даныдля инвентаризации требований, если на это госорганам отведут не меньше года –решить задачу вполне реально, уверен Варварин. Но многое зависит и от оценкивлияния требований, предупреждает Корочкин, от правил, введенных после 2010 г.,предприниматели впадали в ужас.

Источник: Ведомости