Готовимся к независимой оценке квалификации

Что такое независимая оценка квалификации работников, для чего она нужна? Кто может инициировать такую оценку и за чей счет? Кем она проводится? Какими полномочиями наделены ее участники? Каков порядок осуществления оценки? Какие гарантии предоставляются работникам в связи с введением этой процедуры? Какие налоговые льготы установлены для работников и работодателей в данной области? 

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 238 ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238 ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника

1. Вспомним о профессиональных стандартах 

Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профессиональные стандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях: 

  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ; 
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер. 

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ). 

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов установлено Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"

Минтруд рекомендует работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов
, а также составить планы подготовки работников и  дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год. 

Сегодня необходимо провести определенную работу по приведению в соответствие с профессиональными стандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам. 

2. Независимая оценка на смену аттестации 

 Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профессиональных стандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации. 

Независимая оценка квалификации  – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе. 

С принятием профессиональных стандартов необходимость провести независимую оценку квалификации сотрудников может возникнуть у многих предприятий и организаций, в связи с этим работодателям должны разработать порядок ее проведения. 

Обратите внимание: Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. 

Сегодня введен и успешно работает институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Данный способ оценки имеет значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получили профессиональную помощь в оценке квалификации работника и имеют возможность отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Нет необходимости подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве. 

3. Участники независимой оценки 

Закон № 238 ФЗ, который вступил в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. 

В статье 2 Закона № 238 ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238 ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих. 

В статье 3 Закона № 238 ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы. 


Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, – это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) – юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238 ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации. 

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на-именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.  


Финансовое обеспечение деятельности ЦОК производится за счет их собственных средств и других не запрещенных законодательством РФ источников. 


Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр. 

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию: 

  • о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций; 
  • о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций; 
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации; 
  • о выданных свидетельствах о квалификации; 
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете; 
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти. 

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным. 

4. Порядок проведения оценки 

Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель. 

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238 ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ. 

К сведению: Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд. 

Если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя. 

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются: 

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета; 
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность; 
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре. 

По итогам профессионального экзамена соискателю в 30-дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена – заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.


Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр. 


Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде. 

Обратите внимание: Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238 ФЗ). 

 Одновременно с Законом № 238 ФЗ приняты и вступили в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки. 

5. Независимая оценка и Трудовой кодекс 

Федеральным законом от 03.07.2016 № 239 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование. 

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется: 

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки; 
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников. 

Обратите внимание: Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель. 

 Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. 

 Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238 ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя. 

6. Независимая оценка и Налоговый кодекс 

 Федеральным законом от 03.07.2016 № 251 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ. 

 В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ). 

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период. 

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.При этом снова напомним, что  независимая оценка– дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию. 

 Источник: http://www.audar-press.ru/magazine/28/number/2367/article/21253/print