Оценка квалификации: что и как с 2017 года

1 ноября 2016
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, которая нужна работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В связи с повышением требований к квалификации работников и необходимостью постоянно обновлять их компетенции приходится совершенствовать и подход к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание. И вот принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Что это такое и как будет проводиться оценка - читайте в статье.

В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В то же время профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного закона, поэтому требовалось установить правовые основы независимой оценки квалификации (НОК) на соответствие профстандартам. И теперь такой механизм есть: Закон N238-ФЗ вступит в силу с 01.01.2017.

Что понимается под независимой оценкой квалификации?

Определение данного понятия есть в ст. 2 Закона N 238-ФЗ - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под соискателем в указанной норме понимается не только лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности, но и уже работающий человек. Таким образом, независимая оценка квалификации может проводиться в отношении:
- работников;
- лиц, претендующих на вакансию.
Пару слов скажем о профстандартах. Напомним, что с 01.07.2016 они обязательны для применения работодателями в двух случаях:
ч. 2 ст. 57 ТК РФ - когда наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ - когда требования к квалификации работников установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер).
Во всех остальных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Исходя из определения независимой оценки, можно смело сказать, что при ее проведении работника будут оценивать на соответствие требованиям профстандарта вне зависимости от обязательности его применения в конкретной организации.

Как построена система оценки?


Законом N 238-ФЗ определены правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.
Всего в системе оценки семь участников:
Национальный совет;
Национальное агентство развития квалификаций;
советы по профессиональным квалификациям;
центры оценки квалификаций;
работодатели;
соискатели;
Минтруд.
Управлять системой независимой оценки будет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Этот орган обеспечивает координацию деятельности:
- федеральных органов исполнительной власти;
- объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества;
- образовательных, научных и других организаций в сфере НОК.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета должно обеспечивать Национальное агентство развития квалификаций. Этот же орган обеспечивает поддержку деятельности советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций (о них чуть позже). Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса "Реестр независимой оценки квалификаций", который включает в себя в том числе сведения:
о советах по профессиональным квалификациям; о центрах оценки квалификации;
о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации;
о сроках действия выданных свидетельств о квалификации;
о документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете.

Примечание. Положение о Национальном совете по профессиональным квалификациям утверждено Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением персональных данных. Доступ к реестру гражданам и организациям предоставляется бесплатно (ст. 10 Закона N 238-ФЗ).
Совет по профессиональным квалификациям создается по решению Национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы такой оценки на общероссийском уровне. Функции совета вы можете видеть на схеме.

 Функции совета по профессиональным квалификациям ──►
Утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки  квалификаций  при  проведении профессионального экзамена
   
 ──► Представляет в Национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к ним, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации
   
 ──► Проводит отбор организаций для выполнения функций центров оценки квалификаций
   
 ──► Определяет для каждого центра оценки  квалификаций наименования квалификаций, по  которым будет проводиться   независимая  оценка, и  направляет сведения о них в Национальное агентство развития квалификаций для внесения в реестр
   
 ──► Осуществляет  мониторинг деятельности  центров оценки квалификаций и  контроль их деятельности, принимает решение о прекращении полномочий центров

В настоящее время уже создано 22 совета по профессиональным квалификациям. В некоторых случаях такой совет может проводить оценку квалификации (п. 8 ч. 4 ст. 7 Закона N 238-ФЗ).
Отдельного внимания заслуживают центры оценки квалификации - именно они будут проводить профессиональный экзамен для оценки квалификации.
В целях обеспечения единого подхода в работе советов, центров оценки квалификации Минтруд после одобрения Национальным советом утверждает примерное положение о совете, требования к центрам оценки квалификации, форму бланка свидетельства о квалификации, положения об апелляционной комиссии, о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, порядок формирования и ведения реестра.

Порядок независимой оценки

Общие положения о проведении профессионального экзамена определены в ст. 4 Закона N 238-ФЗ. Первым делом стоит сказать, что экзамен может проводиться как по инициативе соискателя, так и по инициативе работодателя.
В первом случае независимая оценка оплачивается соискателем либо иными физическими или юридическими лицами, во втором - оценку оплачивает работодатель.
Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются:
- письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа через Интернет;
- копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
По итогам профессионального экзамена соискателю в 30-дневный срок центр оценки квалификаций выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки - заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов НОК соискателя советом по профессиональным квалификациям.

Примечание. Утверждение порядка проведения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

Если работодатель или лицо, претендующее на право заниматься определенной трудовой деятельностью, не согласны с решением, принятым центром оценки по итогам профессионального экзамена, они могут подать жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям. Срок на письменную жалобу - 30 календарных дней с даты информирования о результатах экзамена.

Примечание. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Отметим, что порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (например, порядок оценки квалификации педагогических, медицинских работников, кадастровых инженеров).

Гарантии для работника при прохождении оценки


В связи с принятием Закона N 238-ФЗ пришлось скорректировать некоторые положения Трудового кодекса в части регулирования порядка направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки.
Гарантии для работников, направляемых работодателем на оценку. Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" в первую очередь была скорректирована ст. 187 ТК РФ. В частности, определено, что при направлении работодателем сотрудника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с отрывом от работы, за сотрудником сохраняются:
место работы (должность);
средняя заработная плата по основному месту работы.
Если оценка квалификации будет проводиться в другой местности (например, в конкретном населенном пункте нет центра оценки квалификации), работнику производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в командировки (ст. 168 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").
Ну и конечно же, если инициатором проведения оценки квалификации работника является работодатель, то в соответствии с новой редакцией ст. 178 ТК РФ с 01.01.2017 именно он будет нести расходы по оплате такой оценки.
Были скорректированы еще две статьи кодекса - 196 и 197. Согласно новшествам работодателю нужно будет внести изменения в коллективный договор, установив условия и порядок направления на прохождение независимой оценки. Кроме этого, нужно изменить локальный нормативный акт, которым установлены формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей. В нем надо установить перечень работников для направления на прохождение НОК с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения определен ст. 372 ТК РФ.
Компенсации для соискателей, самостоятельно оценивающих свою квалификацию. Законодатели стимулируют проведение независимой оценки квалификации не только работников, направленных работодателем для прохождения этой процедуры. Законом N 251-ФЗ*(1) были скорректированы отдельные положения НК РФ. В частности, в его ст. 217 НК РФ включен еще один вид доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ, - суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Кроме этого, при определении размера налоговой базы для обложения НДФЛ работник с 01.01.2017 имеет право на социальный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность.

К сведению. Размер социального вычета составляет сумму фактически произведенных расходов на прохождение НОК, но не более 120 000 руб. за налоговый период.

Льготы для работодателей

В силу новой редакции ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки квалификации с 01.01.2017 организации смогут исключать из базы для обложения налогом на прибыль. Для учета этих расходов необходимо, чтобы:
прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников осуществлялось на основании договора оказания услуг по проведению НОК на соответствие требованиям к квалификации согласно законодательству РФ;
оценка квалификации осуществлялась в отношении работника, заключившего трудовой договор.
Отметим, что согласно новому абз. 5 ст. 264 НК РФ работодатель обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению оценки и одного года работы физического лица, прохождение оценки которого было оплачено в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.
Если организация применяет такой режим налогообложения, как ЕСХН, то с 01.01.2017 при определении объекта налогообложения можно уменьшить полученные доходы на расходы по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации.
То же самое могут сделать и организации, применяющие УСНО.

* * *

Еще раз напомним основные моменты.
Независимая оценка квалификации - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, проведенная центром оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. Данная процедура - дело добровольное, за непроведение такой оценки штрафовать не будут.
Экзамен оплачивается или самим работником (если тот идет по собственной инициативе), или работодателем (если он направил на оценку). Результатом экзамена является свидетельство о квалификации или заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Источник: Журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 9,сентябрь 2016 г., с. 10-17.
В.П. Ющин, эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"