Режим четырех рабочих дней испытают в рамках нацпроекта

Приблизительно с середины лета этого года в новостях время от времени всплывает идея перехода России на четырехдневную рабочую неделю без ущерба производительности, высказываются различные точки зрения на этот счет. Министерству труда и социальной защиты, например, поручено сообщить свое мнение до 30 сентября.

Что думает Минтруд, пока сообщить не можем, зато “Ведомости” рассказали недавно, как к этому относится бизнес. Опрошенные HeadHunter 200 компаний высказали сильное неприятие и опасения, которые могут материализоваться в сокращении заработной платы при необходимости нанимать новый персонал. Это приведет, по мнению компаний, к падению производительности труда, переработкам и выгоранию. 76%, то есть подавляющее большинство, такой возможности пока вообще не рассматривают, и лишь 10% не видят в “четырехдневке” ничего плохого.

А сама идея, как считается, принадлежит премьер-министру Дмитрию Медведеву, который в ходе июньского выступления на Международной конференции труда допустил именно такие изменения в трудовом законодательстве России. Свои предложения он аргументировал тем, что современные технологии повышают производительность труда, освобождают от многих рутинных обязанностей и обеспечивают дополнительным свободным временем. Пример Новой Зеландии, перешедшей на режим четырех рабочих дней и только увеличившей в результате производительность труда на 20%, премьер также привел в ходе своего выступления - писало по этой теме информагентство РИА Новости.

Возможно, сразу осуществлять переход на четырехдневную рабочую неделю в масштабах всей страны и в самом деле неосторожно, но можно действовать постепенно, руководствуясь концепцией “регуляторных песочниц”. Как сообщили в начале этой недели “Известия”, в Министерстве труда и социальной политики обсудят возможности тестирования нового трудового режима на избранных предприятиях, участвующих в реализации национального проекта “Производительность труда и поддержка занятости”.

Об этом изданию сообщил заместитель главы Минэкономики Петр Засельский, который добавил, что решение в отношении перехода будет приниматься лишь после опробования режима на большем числе российских предприятий. По данным Федерального центра компетенций, в нацпроекте сегодня участвуют 266 организаций малого и среднего бизнеса в 30 регионах - правда, это не значит, что в тестировании нового режима будут участвовать они все.

Сама идея опробовать новый подход в рамках профильного нацпроекта выглядит очень логичной, но со свой стороны не можем не вспомнить о некоторых проблемах с оценкой производительности труда, с которыми не так давно столкнулся Росстат. Если не удастся “подтянуть” методологии оценки, как потом оценивать, насколько эффективной оказалась ключевая идея сокращения рабочего времени?