Почему провалилась программа поддержки моногородов

C 1 января этого года прекратила действовать комплексная программа развития моногородов, действовавшая с 2016 года. Счетная Палата Российской Федерации проанализировала качество исполнения и осталась недовольная ее эффективностью: существенно улучить существование населенных пунктов, созданных вокруг градообразующих предприятий, она так и не смогла. Проблемы моногородов (нехватка рабочих мест, отток населения как следствие этого) никуда не делись, сворачивание программы (на семь лет раньше срока, между прочим) - конечно, не решение. Цели и задачи программы помощи моногородам нужно пересмотреть - к такому основному выводу пришли госаудиторы в своем заключении.

Также на этой неделе “Российская Газета” опубликовала интервью с генеральным директором Фонда развития моногородов Ириной Макиевой. Вот некоторые подробности, которыми она в нем поделилась.

Как известно, еще в 2014 году все российские моногорода разделили на три “цветовые” категории в соответствии с приоритетностью развития: “красные”, “желтые” и “зеленые”. Как оказалось, к сегодняшнему дню такое деление уже неактуально, поскольку заниматься сразу всеми “красными”, то есть требующими внимания в первую очередь, все равно не получается. Процветание таких населенных пунктов зависит от экономической конъюнктуры, а она постоянно меняется. Для примера, если вначале видны риски в области машиностроения, и эти проблемы решаются, потом возникают сложности с легкой промышленностью. После вывода этих отраслей на нужный уровень вдруг падает производство алюминия – объясняет Ирина Макиева. Таким образом, в случае изменения внешнеэкономической ситуации город может быстро вернуться в зону риска, даже если сегодня все выглядит ровно. Правительство отказалось от перечня моногородов, на который ориентировалось ранее, и сегодня Фонд работает со всеми без исключения.

Были ли примеры экономических прорывов? Возможно, использование данного термина было бы преувеличением, однако Ирина Макиева отдельно отмечает моногорода Кемеровской области общим количеством 24: очень хорошие результаты в целом, особенно у Анжеро-Судженска. Это настоящая территория опережающего развития. Фонд принимал финансовое участие в построении инфраструктуры вокруг трех предприятий нефтепереработки, деревообрабатывающих предприятий и мукомольного комбината, которые вместе обеспечили городу сокращение безработицы почти в два раза.

Хороших результатов удалось добиться и в Башкирии (г. Кумертау). Изначально он строился вокруг предприятия, занимающегося производством вертолетов, однако инвесторы построили также крупное маслоэкстракционное предприятие, претендующее сегодня на позиции лидера рынка. Ирина Макиева отмечает, что инвесторы на помощь государства особо и не рассчитывали, однако получили от Фонда развития моногородов финансовую помощь и смогли реализовать планы гораздо быстрее, чем планировали.

К сожалению, гораздо больше примеров упадка. На таких территориях людям трудно найти работу, некоторым приходится уезжать. Есть ли планы у государства на расселение? Гендиректор Фонда развития моногородов отмечает, что эти дискуссии о расселении (она использует термин “управляемое сжатие”) – древние как мир. При этом примеров, когда это удалось бы реализовать успешно, по всей России нет, потому что уезжать из своих небольших моногородов большая часть населения на самом деле не хочет, а для признания города неперспективным с этим утверждением должны согласиться все. На Крайнем Севере не удалось расселить даже небольшие поселки, жителям которых вручали сертификаты на жилье в соседних городах, но те лишь возвращали их обратно.

Впрочем, в случае закрытия градообразующих предприятий (как это сегодня происходит, например, в г. Инта в Коми, в котором ныне проживают 28 тысяч человек, и после закрытия последней шахты им просто негде больше работать) других вариантов помимо переезда немного. Бывшим работникам шахты предлагают варианты переезда на более перспективные территории, работу вахтовым методом или переобучение. И есть города, которые могут принять у себя таких высвободившихся сотрудников – например, на Кузбассе.

Еще одна частая проблема с российскими моногородами - нецелевое использование выделенных на развитие бюджетных средств. Карельский поселок Надвоицы, например, обязали вернуть Фонду 225 млн. р. из-за отсутствия результата по строительству инфраструктуры. Фонд заключал соглашение о строительстве с местными властями, и они, по словам Макиевой, свою часть обязательств не выполнили. Правительственное решение о возврате средств принято, но по факту еще не реализовано. Тем не менее, такой вариант Ирина Макиева считает правильным, поскольку это способствует бюджетной дисциплине регионов.

Касательно различных мер поддержки - как рассказывает глава Фонда, далеко не все руководство в регионах осведомлено об утвержденных правительством различных ее вариантах, что делает важным периодическое проведение “ликбеза”. Для примера, некоторые средства могут быть получены из фонда кино - как оказалось, пока не была проведена разъяснительная работа, мэры городов даже не знали, что эти средства могут быть направлены на обустройство кинотеатров. Упростить всю нынешнюю систему поддержки не получится, зато можно научить пользоваться ею эффективно. Этим и занимается специальная Академия развития моногородов, которая стартовала совсем недавно (16 апреля) в Перми.

Старая комплексная программа, как уже было сказано выше, с 1 января остановлена. Новой программы, о необходимости которой говорит Счетная Палата, пока нет. Комплексная программа как таковая точно нужна – считает Ирина Макиева – потому что она заставляет региональных губернаторов постоянно помнить о моногородах, ориентироваться на целевые показатели, которые нужно обеспечить. По ее словам, новая программа уже была представлена Министерству экономического развития в январе на основе более чем 3 тысяч предложений, поступивших Фонду со стороны самих моногородов.

Одобрять новую программу будет правительство, но на данный момент пока сказать нельзя, когда это будет реализовано. В ней появится много новых направлений, и в ней (возможно) будут новые возможности. Особенный интерес сегодня представляет область реализации нацпроектов, в случае с которыми моногорода просят о 10%-й квоте. Ирина Макиева не считает, что моногорода должны выпадать из зоны внимания, когда речь заходит о национальных проектах, однако рассуждать более конкретно можно будет лишь после одобрения новой комплексной программы.

Фото: http://моногорода.рф