Первый в истории рейтинг открытости госструктур

Счетная палата сообщила о подготовке первого в своем роде рейтинга открытости государственных структур Российской Федерации, из которого следует, что на данный момент среди всех министерств и ведомств полностью открытыми являются только лишь четыре. Экспертный доклад “Открытость государства в России” был подготовлен для СП РФ автономной некоммерческой организацией “Информационная культура” и Центром перспективных управленческих решений.

Оценка открытости будет осуществляться на основе отдельно разработанной методологии, позволяющей получить представление об уровне взаимодействия госорганов России и граждан на основе трех ключевых факторов:

  • Открытости информации, представляющей собой спектр правовых и коммуникационных инструментов в распоряжении граждан для получения интересующих их сведений
  • Открытых данных, то есть механизма получения информации в проактивном режиме, под которым подразумевается регулярное размещение государством информации независимо от наличия запросов на нее, и
  • Открытого диалога, то есть процесса непосредственного участия граждан (в том числе бизнеса) в принятии решений и контроле качества их исполнения - сюда можно отнести публичные консультации по готовящимся к принятию законопроектам, экспертизу, бюджетирование, общественное голосование по частным вопросам, петиции, электронные приемные и т.д.

Высшие рейтинги (ААА) из проанализированных 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб получили лишь четыре:

  • Министерство внутренних дел
  • Министерство культуры
  • Министерство финансов
  • Министерство энергетики

А вот, например, Минздрав уже имеет рейтинг AAB. На последнем 22-м месте среди всех министерств находится Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - оно имеет рейтинг CCC.

Факторы, на основе которых оценивалась открытость, тоже обеспечиваются неравномерно. Как оказалось, с первыми двумя (“открытостью информации” и “открытыми данными”) дела обстоят лучше всего: у 13 министерств они попали в первую категорию. А вот если брать “открытый диалог”, то больше половины министерств по данному фактору оказались во второй категории. Счетная палата объясняет это лучшим контролем открытости данных на уровне законодательства, в то время как открытость диалога легче просто имитировать.

Аналогичное изучение эксперты проводили и по госкорпорациям. Правда, составить отдельный рейтинг по ним сложнее, поскольку не все законы, регулирующие доступ к информации, распространяются и на них.

Основной вывод в том, что в России к сегодняшнему дню уже создана необходимая нормативно-правовая база для повышения открытости государства, только вот используется она пока не на должном уровне. Государственную сферу можно условно назвать “инерционно открытой”, то есть не подкрепленной при этом никакими поручениями ни президента, ни председателя правительства. Кроме того, отсутствует реальный запрос на взаимодействие со стороны общественности. Одно из возможных решений проблемы - создание специального органа, который будет курировать вопросы открытости и осуществлять координацию федеральных ведомств по данному направлению.