Некоторые ведомства попросились из-под “гильотины”

В продолжение недавней новости, в которой мы рассказывали о планах правительства завершить к 2021 году масштабную реформу контрольно-надзорной деятельности, впервые анонсированную Дмитрием Медведевым еще на Гайдаровском форуме в январе этого года. В ней приводились примерные оценки количества устаревших требований, действующих в отдельных случаях еще со времен СССР: около 9 тысяч нормативно-правовых актов (а по оценкам “Ведомостей” - около двух миллионов, правда, речь может идти о самих требованиях, которые в актах содержатся). Как бы то ни было, этот огромный объем предписаний в современных экономических условиях давно не нужен, но действует до сих пор, и в ближайшие два года их все планируется отсечь, как отточенным лезвием популярного когда-то инструмента публичной казни.

Но вот деловой портал Finmarket сообщает в этот четверг, что, оказывается, не все горят желанием расставаться с пережитками прошлого. Сопротивление, впрочем, оказывает не бизнес, а министерства и ведомства: среди тех двенадцати, которые обратились к правительству с просьбой освободить их от “Регуляторной гильотины”, названы:

  1. Министерство финансов
  2. Министерство юстиции
  3. Министерство промышленности и торговли
  4. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  5. Федеральная служба безопасности
  6. Федеральная служба войск национальной гвардии
  7. Федеральная служба по финансовому мониторингу
  8. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  10. Федеральная налоговая служба
  11. Федеральная антимонопольная служба
  12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

За день до публикации новости, в среду, у куратора проекта Константина Чуйченко состоялось совещание при участии представителей российских бизнес-ассоциаций - сообщил деловой портал. Просьбу двенадцати российских ведомств там рассмотрели со всех сторон. Довольно интересные в некоторых случаях назывались обоснования - например, “отсутствие жалоб со стороны бизнеса”, что можно воспринять так, будто бизнес всеми требованиями доволен, и ничего менять не нужно. Однако более частым аргументом все же было то, что по некоторым нормативным требованиям законодательство еще проходит “обкатку”, поскольку приняты они были недавно. Не можем не отметить, что такой аргумент вряд ли касается тех предписаний, которые сохранились еще со времен Советского Союза.

Однако Константин Чуйченко подчеркивает, что речь сегодня идет о новых принципах – “новой доктрине”, если угодно – контрольно-надзорной деятельности. По этой причине пересмотру необходимо подвергнуть все законодательство - как “старое”, так и “новое” -поскольку все, что было до сегодняшнего дня, основано на прежних принципах.

Представляя реформу в январе этого года, Дмитрий Медведев не упоминал никаких исключений для кого бы то ни было. Пока что рано утверждать, что все так и останется, и что “точечных” исключений ни для кого не сделают. Окончательного решения на этот счет пока нет, однако некоторые участники заседания имеют довольно жесткую позицию: делать исключений нельзя, поскольку у большинства органов контроля требования сегодня избыточны.