Минэкономики представило проект закона о требованиях после “регуляторной гильотины”

В соответствии с “дорожной картой” реализации проекта “Регуляторная гильотина” по избавлению от устаревших требований контрольно-надзорной системы России, о которой рассказывалось в конце мая, до конца октября должен быть принят новый законопроект об обязательных требованиях (а за месяц до него – первый из двух основных, о государственном контроле, но речь сейчас не о нем).

Как сообщил сегодня “КоммерсантЪ”, в самом первом варианте новый проект закона “Об обязательных требованиях” (или “материальный закон о контрольно-надзорной деятельности”, как его стали часто именовать) был представлен на ПМЭФ в июне этого года, однако та его версия устроила не всех чиновников из правительства. За прошедшее время Министерство экономического развития проект доработало и теперь разослало среди представителей деловых кругов. Законопроект охватывает практически все возможные требования, за исключением тех, что предусмотрены для госслужбы, ВПК, госбезопасности и атомной энергетики, либо регламентируются Центральным банком. Также закон формально не касается требований в других федеральных законах, однако он оговаривает порядок разработки самих ФЗ, так что косвенно все же касается.

Итак, на что тут следует в первую очередь обратить внимание? В первую очередь – наверное, на сроки действия всех новых требований: 5 лет “по умолчанию” - без актуализации, в ходе которой будет оцениваться регулирующее воздействие. Это очень важный момент, потому что если такой оценки не проведено, нормы тут же будут считаться утратившими силу. А без предварительной оценки будущего воздействия еще на этапе разработки они даже не будут приниматься. Но еще до своего принятия все новые нормы подлежат публикации, в противном случае не будут считаться действующими. Исключение – требования, составляющие гостайну, которые публиковаться, очевидно, не будут, но в этом случае не будет и наказания за незнание этих положений вследствие отсутствия доступа к ним.

Проект определяет обязательные требования как “установленные нормативными правовыми актами условия, ограничения, запреты или обязанности”. Юридическое структурирование документа, по мнению российского издания “КоммерсантЪ”, несколько необычна и ставит проект ближе к Конституции, чем к другим законопроектам. Для примера, тут очень много заявлений декларативного характера, которые затем должны подробнее раскрываться в сторонних федеральных законах.

В зависимости от строгости наказания за нарушение требований, их все распределят по трем категориям. Самая “серьезная” - первая категория, требования в составе которой обязательны для выполнения, а их нарушение влечет за собой административную или уголовную ответственность, а также запрет за ведение определенной деятельности или совершение определенных действий. Вторая категория - требования, которые влекут за собой предписание об устранении либо отказ в выдаче разрешения на определенную деятельность. Однако мы знаем, что неустранение нарушения, конечно, тоже может иметь последствия - например, в виде отзыва лицензии на определенный вид деятельности. Наконец, третья категория требований – самые “мягкие”, которые влияют лишь на то, будет ли предоставлена госуслуга или нет.

Устанавливать требования будут федеральные, региональные и муниципальные власти в рамках своих полномочий и с учетом обоснования. Иными словами, делаться это должно исключительно ради недопущения причинения вреда законно охраняемым ценностям, но не для устранения рыночных и иных рисков, способных причинить вред. Также устанавливать новые требования сможет и президент России, если они улучшают положение граждан или организаций по сравнению с тем, как их положение оговорено действующими ФЗ. Однако в любом случае - не в области налогообложения или юридической ответственности.

В декларативной форме проект закона оговаривает право оспорить требование как противоречащее другим федеральным законам - пишет “КоммерсантЪ”. Сделать это можно будет через суд либо в самом органе, который выпустил проблемную норму. Также оговорено, что требования в отношении одного и того же предмета регулирования не должны противоречить друг другу. В том случае, если противоречие все же есть, следует смотреть на юридическую силу двух правовых актов: если она равная, то граждане смогут выбирать любой на свое усмотрение. При прочих равных (и равной юридической силе) действующим признается нормативно-правовой акт, который принимался последним.

Для экспериментальных правовых режимов в проекте предусмотрена отдельная глава - добавляет издание. Правда, ссылка тут, скорее всего, будет идти на другой законопроект, о котором мы писали в конце мая.