Когда госкомпаниям можно не платить дивиденды в размере 50% от прибыли?

На этой неделе руководство Сбербанка в лице Германа Грефа сообщило о рекордных дивидендах, запланированных к выплате в этом году – около 16 р. на каждую акцию, или 361,3 млрд. рублей всего. Таких больших по абсолютной величине дивидендов нет ни у других банков, ни у российских финансовых компаний в целом. Для сравнения издание “Ведомости” привело данные по запланированным на этот год дивидендам у “Роснефти”, и они составляют “всего лишь” 275 млрд. рублей, а у “Газпрома” – 247 млрд. рублей.

В то же время чистая прибыль Сбербанка по МСФО за прошлый год составила 831,7 млрд. р., что дает долю дивидендов в ней, равную 43,45% - все равно рекордное значение, ведь в прошлом году они были на уровне 36,2%, но при этом не дотягивающее до 50% от чистой прибыли. Правда, официально такая норма в распоряжении правительства до сих пор не зафиксирована, несмотря на многократные в прошлом призывы со стороны Минфина и Министерства экономического развития прописать 50% вместо 25% в качестве минимума. Но если рассуждать не с точки зрения официальных требований, то, например, на январском совещании правительства Дмитрий Медведев четко подчеркнул, чтобы чиновники требовали с госкомпаний именно половину чистой прибыли по МСФО в качестве дивидендов. Получается, распоряжение премьера игнорируется?

Оказывается, здесь теперь подразумевается еще одно исключение – наличие санкций, как сообщили на этой неделе все те же “Ведомости”. Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев. При этом термин “санкции” он использовал в общем значении, без конкретизации, равно как не упомянул и критерии, по которым правительство будет принимать решения об освобождении компаний от выплаты дивидендов в установленном размере.

В ходе своего выступления в Госдуме премьер эту точку зрения подтвердил. “Действительно, у нас есть общий подход о том, что в нынешней ситуации дивидендная политика – это решение собственника, в данном случае собственник – это государство. Она может меняться в зависимости от тех целей, которые мы преследуем. С одной стороны, мы не должны ставить общество в сложное положение, когда оно всю прибыль, например, выплачивает в качестве дивидендов, но, с другой стороны, мы должны получать доходы от участия в компаниях с государственным участием. Мы остановились на цифре в 50%, и я не так давно утвердил специальное решение, но оно имеет и исключения”, - цитирует Дмитрия Медведева информационное агентство RNS. А чуть далее премьер также напомнил о возможности для инфраструктурных компаний уменьшать выплаты ниже 50%, если в них имеются в планах значительные инвестиционные проекты. Также многое будет решать и характер отрасли (например, оборона).

Вопрос величины дивидендов госкомпаний является, по вполне понятным причинам, животрепещущим для Министерства финансов, которому в прошлом году удалось заставить выплатить 50% от чистой прибыли по МСФО все крупные госкомпании кроме “Газпрома” (там было только 26%) – пишет газета. На этот год министерство озвучивает ожидания в 590 млрд. р. в дивидендах, рассчитывая увеличить доходы бюджета по этой статье до 675 млрд. р. к 2021 году.

Несмотря на то, что распоряжение правительства об установленных минимальных размерах дивидендных выплат пока еще не менялось (что подтвердил российскому изданию неназванный чиновник), Сбербанк собирается добровольно повысить их до 50% в соответствии с одобренной в 2017 году стратегией увеличения дивидендных выплат. Есть только одно условие: это не должно сказаться на достаточности его капитала. По словам Германа Грефа, выплачивать половину чистой прибыли по МСФО они смогут, когда коэффициент достаточности их капитала достигнет 12,5%, что, по ожиданиям, может случиться уже в следующем году.