К разработке стратегий госкомпаний приложит руку Минфин

В одной из новостей по соседству сообщается о недавно внесенном на рассмотрение Госдумы новом законопроекте, предусматривающем новую обязанность для госкомпаний и госкорпораций публиковать свои стратегии развития в составе годовой отчетности. Как оказалось, в непосредственной связи с этим дополнительные полномочия выбивает для себя Министерство финансов, которое может скоро начать принимать прямое участие в согласовании программ развития, что означает для него возможность, в случае его, “накладывать вето” на инвестиционные проекты, которые сочтет неэффективными.

“Известия” сообщили в понедельник о том, что Минфину удалось прийти к соглашению с Росимуществом - речь там идет о новом подходе к прогнозированию доходов и расходов госкомпаний с принятием во внимание не только данных, лично предоставленных госкомпаниями, но и рыночных оценок. По словам директора минфиновского департамента доходов Елены Лебединской, такой подход решит проблему расхождений и повысит точность прогнозирования, поскольку сейчас оценки Минфина и Росимущества иногда очень сильно расходятся.

В результате уже в этом году Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может заняться прогнозированием дивидендов государственных компаний на тех же принципах, на каких это делает Министерство финансов, поскольку двум организациям удалось, по словам Елены Лебединской, согласовать методику расчета. До сих пор агентство опиралось на данные, получаемые от самих компаний - а они могли быть занижены, а могли и просто устаревать к началу работы с бюджетом. Бывало, что оценки по госкомпаниям отличались практически в три раза (издание приводит статистику прогнозируемой Минфином чистой прибыли за 2019-2021 гг. в размере 1,9 трлн. руб. и прогноза Росимущества на тот же период, который составляет 581 млрд. руб.). Скоро, однако, оба ведомства начнут ориентироваться на так называемый “консенсус-прогноз”, составленный на основе дополнительных источников данных - именно его будут брать за образец в случае расхождения с рыночными оценками более чем на 15%.

Что касается Министерства финансов, то ему могут дать возможность активнее вмешиваться в согласование инвестиционных программ. “Известия” напоминают, что согласование имеет место и сейчас - с Минфином, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Министерством экономического развития, после чего программы вносятся в правительство. Однако также отмечается, что ведомства ограничены в своих возможностях (и желании, если разобраться, тоже) вмешиваться в политику госкомпаний и блокировать какие-либо инвестиционные проекты. В результате ничто не мешает осуществлять вложения в проекты с низкой эффективностью.

Скоро, однако, все может поменяться таким образом, что долгосрочные программы развития просто обязаны будут перед принятием получить одобрение у Министерства финансов. Елена Лебединская отмечает, что это повысит точность оценок финансовых результатов в рамках бюджетного процесса, ведь такие программы развития госкомпаний также в нем учитываются. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил, что финансовое министерство заинтересовано в этом, ведь именно госкомпании столь часто обращаются в бюджет за дополнительной капитализацией.