Аудиторская реформа вышла на финишную прямую
Очень важная для многих российских аудиторов новость прозвучала в начале этой недели, когда российские СМИ сообщили о согласовании ряда ключевых параметров долгожданной реформы аудиторской деятельности.
Разработанный Минфином проект закона наконец-то не встречает никаких возражений со стороны Центробанка, поскольку все его параметры были успешно согласованы. Радостной новостью поделился первый зампред ЦБ Сергей Швецов на прошедшей на прошлой неделе встрече с представителями банковского сообщества в подмосковном “Бору”.
За истекший период в два с лишним года очень многое успело измениться. Самый первый проект закона от Центрального банка, который даже выдержал первое чтение в 2017 году, дальше этой стадии не пошел, а ответный минфиновский проект натолкнулся на встречные возражения ЦБ, которые настолько застопорили реформу, что о необходимости ее ускорения в конце прошлого года даже заговорили председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и председатель правительства Дмитрий Медведев.
Сегодня все основные параметры согласованы. Согласно проекту закона, решено создать три официальных реестра аудиторов, два из которых останутся под контролем Минфина, а один (реестр аудиторов общественно значимых организаций финансового рынка) перейдет под контроль ЦБ. Сергей Швецов отметил, что Банк России будет осуществлять взаимодействие с аудиторами финансового рынка через свой личный кабинет на сайте cbr.ru
Давно предполагаемая многими возможность того, что вместо двух ныне действующих саморегулируемых организаций аудиторов останется только одна, похоже, воплощается в реальность. Кто составит руководство этой единственной СРО, пока неизвестно, поскольку определять это будет Минфин. Прежние количественные требования по членству к сегодняшнему дню все равно смог удержат лишь Российский союз аудиторов, поэтому вопрос о закрытии одной из СРО давно уже стал очевидным: либо это, либо регуляторы принимают новый проект реформы, в котором прописывают другие критерии членства. Чего сделано так и не было.
Еще один важный момент - критерии численности аудиторов, работающих в аудиторских компаниях. Если речь идет о проверяющих общественно значимых организаций на финансовым рынке, то для них требования самые жесткие: 7 аудиторов по основному месту работы, и 12 - с 2023 года. Если это общественно значимые организации нефинансового рынка, чьих аудиторов будет контролировать Минфин, то для них “планку” установили на 3 аудиторах по основному месту работу, которая к 2023 году будет поднята до 5. У прочих аудиторских организаций должно быть по 3 аудитора по основному месту работы.
Деловое издание GAAP.RU успело поинтересоваться мнением участников рынка относительно согласованных регуляторами параметров реформы. В первую очередь стоит, наверное, отметить некоторое облегчение и воодушевление в связи с тем, что наконец-то появилась некоторая ясность – это подчеркнула Татьяна Иваненко, руководитель проектов направления “Финансовое консультирование, аудит и МСФО” КСК групп.
Объединение двух действующих саморегулируемых организаций аудиторов в одну, по ее словам, лишает аудиторов возможности выбора, но при этом также будет препятствовать известным злоупотреблениям, когда, уклоняясь от проверки качества своего аудита, некоторые компании в прошлом могли “прыгать” из одной СРО в другую. Она также отметила, что количественные требования по членству и так не выполнялись, поэтому слияние было неизбежным.
А директор по развитию оценочной компании “Апхилл” Лев Сальц усматривает в объединении СРО, по сути, отказ от саморегулирования и монополизацию регулирования. Он также предсказывает сокращение аудиторской отрасли и ее консолидацию. Идея реестров может упростить ориентирование участникам рынка, но насколько выполнимыми окажутся требования по количеству профессиональных аудиторов в составе компаний (напомним, 12 аудиторов с 2023 года в случае с ОЗО финансового рынка) - вопрос весьма неоднозначный.
Кроме того, совсем недавно в новостях активно обсуждались новые обязанности для аудиторов по информированию регулятора о клиентах с признаками отмывания денежных средств или финансирования терроризма. Малые аудиторские предприятия могут начать массовый исход с рынка или объединяться ради выживания. Лев Сальц называет очень значительную долю таких компаний - от 75% до 90%.