Антон Силуанов не против ограничения ЦБ в сроках владения банками

В ходе прошедшего в самом конце мая съезда Ассоциации банков России президент ВТБ Андрей Костин высказался в пользу законодательного ограничения Центробанка в сроках владения коммерческими банками, которые переходят ему в результате процедур санации - ориентировочно 5-7 годами. Возможно, Банк России и сам был бы не против избавиться от принадлежащих ему банков, продать их акции на аукционе и вернуть часть затраченных на санацию средств, однако первый блин оказался комом: на мартовский аукцион по продаже Азиатско-Тихоокеанского банка желающих не явилось.

В этом свете предложение Костина представляется еще более обоснованным, хотя и личный интерес главы одного из крупнейших банков легко объяснить. ВТБ, хоть и является крупным госбанком, занимает позицию отнюдь не главного “консолидатора” в банковской отрасли: как сообщали недавно “Ведомости” со ссылкой на озвученные Костиным данные, за два года ВТБ приобрел банковских активов на 450 млрд. р., тогда как Центробанк - на 6,5 трлн. р. Разница очевидна. К тому же еще и новый законопроект появился, который может ввести запрет на приобретение госбанками других банков. Госбанки вынуждены работать в тех же условиях, что и все остальные, а такие ограничительные меры сильно пошатывают их конкурентные позиции.

И вот, спустя не очень долгое время, поддержка предложению Андрея Костина пришла со стороны главы Минфина и первого вице-премьера Антона Силуанова, который в кулуарах Петербургского международного экономического форума подтвердил наличие высокого риска возникновения конфликта интересов в случае затяжного владения Центробанком акциями других банков. Как сообщил новостной портал RNS, в качестве одной из мер он видит наложение временных ограничений на проведение санаций, что тем более логично, если вспомнить основное назначение этих процедур: нормализовать работу проблемного банка и выпустить его обратно в “вольное плавание”.

Однако из слов Антона Силуанова следует, что все возможные ограничительные меры будут далее обсуждаться с самим Центробанком, а это означает возможное сопротивление регулятора и задержку с принятием изменений.