Ведомство Кудрина рекомендует поменять стратегию развития страховой отрасли

После анализа плана мероприятий по развитию страховой отрасли до 2020 года Счетная палата осталась недовольна результатами и порекомендовала изменить курс: на конец 2017 года поставленные цели были признаны как “в основном не достигнутые”. По словам аудитора СП РФ Андрея Перчяна, достигнутым оказался только один показатель из шести (доля страхования жизни в совокупной страховой премии), остальные же показатели идут с таким отставанием, что риск их нереализации за оставшиеся два года остается довольно высоким.

Как оказалось, страховой рынок в России все еще не восстановился после последнего финансового кризиса. Страховые премии (иначе – доход страховых компаний) составляет всего 1.4% - это более чем в 4 раза ниже среднемировых, и ниже, чем даже у отдельных государств с еще более слабыми экономическими показателями по сравнению с российскими. Андрей Перчян в ходе своего выступления на Коллегии оперировал реальными показателями роста страхования (с корректировкой на инфляцию) – оказалось, что они остаются практически на уровне 2013 года, лишь незначительно превышая его. А показатель плотности страхования (в расчете на душу населения) пребывает, по его словам, в стагнации.

Также очень низкий уровень у России с позиции соотношения полученных страховых выплат и уплаченных страховых премий. За четыре с половиной года среднее значение этого показателя составило 43.4%, а в 2017 году – 39,9%, что означает, что с каждого уплаченного за страховку рубля потребители услуг страховых компаний получают лишь 40 копеек. Страхование просто невыгодно и не привлекательно. Одна из причин этого – слабая конкуренция в результате ухода игроков с рынка, число которых сократилось почти в 2 раза за время реализации Стратегии развития. При этом рыночная доля компаний, не относящихся к двадцатке крупнейших, также снизилась.

Развитие страхования наталкивается на ряд неприятных факторов, среди которых и такой важный как элементарная нехватка страховых продуктов, отвечающих потребностям потребителей услуг. Продукты не привлекательны – спрос на них низок. Кроме того, незаинтересованность населения в страхования также объясняется низким уровнем финансовой грамотности и упомянутой выше невыгодностью этих вложений.

Счетная палата выявила и базовые недостатки самой Стратегии развития, которая логически должна была бы выстроить цепочку от текущих проблем к задачам по их решению и конкретным действиям, однако логика характеризуется определенной непоследовательностью. Андрей Перчян привел в пример проблему высокой концентрации на рынке, которая в Стратегии обозначена, однако никаких мер по ее решению так и не было предложено. Кроме того, в Стратегии отсутствует количественный анализ, что затрудняет проведение более точной оценки соответствия проблем и решений. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что из шести контрольных показателей лишь два увязаны с одной из восьми поставленных стратегических задач.Стратегия была принята в июле 2013 года и за прошедшие 4,5 года успела устареть. Уже в сентябре того же года на ЦБ РФ был возложены полномочия регулятора финансовых рынков, а Стратегия этого не учитывает. Банк России не может являться исполнителем госпрограмм, так как не относится к органам исполнительной власти, зато его деятельность очень даже влияет на ряд показателей, характеризующих состояние финансового (и в том числе страхового) рынка – отметил аудитор. Алексей Кудрин рекомендовал немедленно приступать к разработке новой Стратегии развития страховой отрасли, не дожидаясь 2020 года.