Совет по аудиторской деятельности обсудил аудиторскую независимость


Минфин России опубликовал протокол прошедшего недавно заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, из которого следует, что одной из ключевых тем, которая к тому же шла первой по списку, стали изменения в Правилах независимости аудиторов.

Среди прочего, проект готовящихся изменений предполагает замену подраздела “Продолжающееся взаимодействие старшего персонала аудита с аудируемым лицом (включая вопросы ротации руководителей заданий по аудиту)” подразделом “Длительное взаимодействие персонала аудита с аудируемым лицом (включая вопросы ротации руководителей заданий по аудиту)”.

Отмечается, что хотя для обеспечения качества необходимо четкое понимание объекта аудита, слишком продолжительные отношения между аудитором и проверяемой организацией могут создавать угрозу личной заинтересованности - например, опасение потерять долгосрочные тесные взаимоотношения с клиентом. На степень угрозы оказывает влияние множество факторов как со стороны проверяющего, так и со стороны проверяемого, например:

  • Общая продолжительность взаимоотношений
  • Степень контроля работы аудиторов со стороны менеджеров
  • Их возможность влиять на результаты аудита
  • Частота и характер взаимодействия аудиторов с руководством компании
  • Сложность вопросов финансового учета и отчетности
  • Изменения в составе руководства или структуре организации
  • И не только

Значимость угрозы можно оценить и измерить, а среди мер противодействия значатся:

  • Обязательная ротация
  • Замена функций определенного лица в составе аудиторской группы
  • Независимая проверка качества аудита третьей стороной

Обязательная ротация идет на первом месте в этом списке предположительно потому, что является на сегодня одним из самых обсуждаемых в мировой практике способов борьбы с нежелательными последствиями для независимости аудиторов вследствие положительных отношений. В той или иной форме правила были введены в действие в США и Европе. Для примера, в США Акт Сарбейнса-Оксли 2002 требует ротации руководителя аудиторской инспекции (но не всей аудиторской компании) каждые пять лет, а в ЕС с 2014 года необходимо выставлять внешний аудит на тендер каждые десять лет и проводить обязательную замену каждые двадцать.

В России возможность обязательной замены аудиторской компании в роли внешнего проверяющего также часто становится предметом обсуждений. Вот и на заседании 22 марта Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности пришел к выводу, что в случае, если аудиторская организация сама подозревает наличие существенной угрозы, то в качестве меры противодействия обязана провести ротацию определенного лица в составе аудиторской группы и установить период времени, в течение которого оно не будет проводить аудит, проверку его качества, и никаким иным образом не будет оказывать влияния на результат.

Этот промежуток времени называется “периодом невовлечения” (или “период охлаждения”), и он должен быть достаточно продолжительным, чтобы свести угрозу личной заинтересованности к минимуму, а в идеале - полностью ее устранить. Например, если определенное лицо было руководителем аудиторской группы в течение семи лет суммарно, то период невовлечения должен составить пять последовательных лет. В случае, если эта особа отвечала за качество аудита в течение семи лет суммарно, то период невовлечения составит три года. В случае выполнения им или ею других ключевых функций аудита в течение семи лет суммарно период невовлечения составит два года.

Любопытно отметить, что те же самые сроки – 5 лет, 3 года и 2 года, соответственно – прописаны ныне в обновленной версии Кодекса этики для профессиональных бухгалтеров, который в апреле представил Совет по международным стандартам бухгалтерской этики (IESBA).