О совершенствовании системы межбюджетных отношений

Руководитель департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Лариса Ерошкина в интервью журналу “Финансы” поделилась подробностями совершенствования системы межбюджетных отношений в России. “Майские указы” президента, определившие вектор стратегического развития на ближайшие шесть лет, потребуют решения множества задач, в том числе и этой.

На прошедшем недавно ежегодном семинаре Минфина при участии глав финансовых органов субъектов РФ тема межбюджетных отношений обсуждалась в том числе, ведь выполнение указов немыслимо без усовершенствования системы планирования, контроля и управления национальными проектами при активном участии регионов России. Совершенствование межбюджетных отношений Лариса Александровна Ерошкина связывает с реализацией наиболее приоритетных задач, которые пока еще обсуждаются в рамках Стратегии пространственного развития РФ.

Тем не менее, определенная конкретика уже известна. Например, планируется продлить до 2024 года решение 2017 года по централизации в федеральном бюджете доходов от 1%-й ставки налога на прибыль организаций и 5%-го норматива зачислений по налогу на прибыль организации при выполнении соглашений о разделе продукции. Решение было принято с целью перераспределения доходов между регионами и позволило увеличить в прошлом году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 19%. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, запланированные на период 2019-2021 гг., почти на одну четверть состоят из централизации указанных доходов.

Дополнительные два поощрительных трансферта выделены на выравнивание наименее обеспеченных регионов – они призваны стимулировать регионы к реализации мероприятий, направленных на увеличение экономического роста и инвестиционной привлекательности.

Также запланирована поэтапная передача на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и частичная передача на региональный уровень доходов от акцизов на крепкий алкоголь. В течение 5 лет планируется перейти на распределение по нормативам исходя из розничной реализации алкогольной продукции.

Кроме того, обсуждаются некоторые изменения в методологии распределения и предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Концептуальные подходы, предусмотренные действующей сегодня методикой, планируется сохранить. Дотации будут распределяться на 3 года, при этом Минфин будет придерживать принципа неуменьшения распределенных дотаций, даже если по расчету в следующем финансовом году они должны быть ниже – это даст определенные гарантии регионам по части финансовой помощи.

В целях совершенствования расчета налогового потенциала и повышения точности налогового прогноза в его расчете не будут учитываться налоговые льготы, идущие на реализацию инвестиционных проектов с созданием дополнительных рабочих мест, и исключение эффективных региональных налоговых льгот. До 30% объема дотаций на выравнивание будут распределяться на основе специального коэффициента, отражающего отношение расчетных расходов на исполнение полномочий регионов (“модельного бюджета”) к фактическим бюджетным расходам регионов.

Фото: www.minfin.ru