Минфин России предлагает освободить СМП и СОНКО от обязанности предоставлять обеспечение по госконтрактам

Об этом рассказал в ходе состоявшейся на прошлой неделе конференции "Лучшие региональные практики системы закупок: кейсы по решению актуальных задач" заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Дмитрий Готовцев. По словам эксперта, в Минфине России готовится ряд инициатив, направленных на совершенствование контрактной системы. Среди них – законопроект, который освободит СМП и СОНКО от обязанности предоставлять обеспечение исполнения контракта, в случае соответствия участника закупки ряду критериев. Например,если поставщик сможет предоставить сведения об успешном исполнении в течение трех лет госконтрактов с аналогичным предметом. Готовцев напомнил, что такая практика существовала ранее в рамках антикризисных мер правительства.

Напомним, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд"(далее – Закону № 44-ФЗ) по общему правилу обязывает заказчиков устанавливатьтребование об обеспечении исполнения контракта. Однако в ряде случаев заказчиквправе от этого требования отказаться. Например, не обязательно устанавливатьтребование об обеспечении если начальная цена контракта не превышает 500 тыс.руб. (ч. 1, ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Также министерство предлагает предусмотретьобязанность заказчика возвращать обеспечение по мере исполнения контракта."У нас установлен месячный срок для банковских гарантий [ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. – ГАРАНТ.РУ], для денежныхсредств такого срока не установлено. Поэтому заказчики нередко злоупотребляют идостаточно долго держат у себя эти суммы", – отметил представительминистерства.

Помимо этих предложений ряд инициатив министерства ужеоформлены в проекты законов и внесены на рассмотрение Госдумы. Так,представитель министерства отметил, что на осенней сессии Госдумы планируетсяпринятие двух законопроектов, уже прошедших первое чтение. Речь идет опоправках1к Закону № 44-ФЗ, которыми предполагается перевести большинство торгов в электронную форму, изаконопроекте2 о внесении изменений в Федеральныйзакон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельнымивидами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ)2,которым предлагается установить исчерпывающий перечень способов закупокгоскомпаний. "Законопроекты уже неоднократно обсуждались профессиональнымсообществом, поэтому открытым пока остается только вопрос их вступления силу,так как необходимо подготовить не только подзаконные правовые акты, но иучастников электронных процедур", – добавил эксперт.

Эксперт напомнил, что в первом случае, если закон примут, все открытые конкурентные процедуры закупок по Закону № 44-ФЗ будут переведены в электронную форму, которые планируется проводить на универсальных электронных площадках. То есть предполагается автоматизация таких процедур как направление заказчику заявок, формирование протоколов оценки заявок по этапам их рассмотрения,рассылка в личные кабинеты участников закупки информации о полученных ими баллах и лучшей оценке по результатам рассмотрения всех заявок, формирование итогового протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и т. д. По его мнению, данные меры существенно сократят временные и финансовые издержки всех участников закупок, а также будут способствовать увеличению числа потенциальных поставщиков за счет возможности подачи заявок на участие в закупках в форме электронного документа в любое время суток из любого субъекта Федерации.

Что же касается обсуждаемых поправок в Закона № 223-ФЗ, то министерство предлагаетзапретить использовать не предусмотренные законом способы закупок, а изперечня законных исключит "иные" способы. Отметим, что в действующейредакции Закона № 223-ФЗ закреплено, что в положении озакупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способызакупки ( ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Однако,по мнению эксперта, заказчики часто используют эти способы, избегая объявленияконкурсов и аукционов, требования к которым установлены действующимзаконодательством, 

В заключение эксперт добавил, что с учетом того,что в закон о контрактной системе изменения вносятся часто, Минфин Россиипредлагает также отдельно урегулировать порядок вступления в силу изменений в Закон№ 44-ФЗ. Так,планируется разработать законопроект, согласно которому принятые законы в сферегосзакупок должны вступать в силу не ранее чем через 60 дней после дня ихофициального опубликования.

Источник: ГАРАНТ.РУ