От чего зависит успешная бюджетная консолидация в России

Необходимость оптимизации бюджетных расходов, повышения качества и эффективности инструментов бюджетирования, сохранения доходных источников — это те вызовы, с которыми сегодня сталкивается бюджетная система России в целях поддержания бюджетной устойчивости. Как проводить бюджетную консолидацию, что мешает госпрограммам стать действенным инструментом долгосрочного бюджетного планирования, как реализуется в стране принцип открытости и прозрачности бюджетных данных, журналу «Бюджет» рассказал директор департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ Илья Соколов.

Мы публикуем на сайте ответ на один вопрос,заданный корреспондентом «От чего, по вашему мнению, зависит успешность бюджетной консолидации в России?».

Очевидно, что фронтально подходить к оптимизации расходов нельзя, необходимо внедрять систему ранжирования бюджетных трат,определять значимость реализуемых проектов. И здесь возрастает роль отраслевых министерств, при этом предоставление им большей самостоятельности должно сопровождаться усилением ответственности за результаты их деятельности. Так, на стадии составления бюджета они должны не пытаться защитить все свои расходы,утверждая, что все они одинаково важны, а научиться определять первоочередные и наиболее приоритетные направления расходования в рамках доведенных до них предельных объемов бюджетных ассигнований. В противном случае подобный выбор предстоит делать Министерству финансов РФ совместно с Минэкономразвития России.Но тогда получится, что эти два министерства отвечают фактически за все направления расходов, что не совсем правильно.

Таким образом, ответственность ГРБС за достижение результата, за выбор необходимых и достаточных для его обеспечения инструментов управления бюджетными расходами должна возрастать. При этом, конечно же, должен усиливаться контроль за достижением этих результатов, должны повышаться и требования к операционной эффективности расходования бюджетных средств.

Еще одним фактором успешности проводимой бюджетной консолидации являются законодательно установленные бюджетные правила.Однако введенные в условиях 2013 года бюджетные правила не вполне соответствовали экономическим реалиям конца 2015 года, когда формировался федеральный бюджет на 2016 год. Придерживаясь их, мы бы избыточно наращивали расходы, в результате чего разрыв между уровнем ожидаемых доходов и расчетной величиной предельного объема бюджетных расходов оказался бы больше, чем мы могли себе позволить. Поэтому в рамках предыдущего бюджетного цикла потребовалось частично приостановить действие бюджетных правил.

В то же время сомнений в том, что бюджетные правила должны существовать, нет. Ведь именно благодаря установленным ограничениям на такие ключевые бюджетные параметры, как бюджетные расходы,дефицит, долг, бюджетная система способна автоматически подстраиваться под последствия цикличности экономического развития, демонстрируя необходимую сбалансированность.

С учетом международного и отечественного опыта использования бюджетных правил представляется оправданным закладывать при их модификации:

— необходимость поддержания стабильного,относительно постоянного уровня расходов федерального бюджета при гарантированном исполнении всех обязательств государства;

— устойчивость и адаптивность к любым внутренними внешним воздействиям, что позволит рассчитывать на долгосрочное действие бюджетных правил;

— контрцикличный характер действия на основе надлежащей гибкости и соразмерности реагирования на происходящие структурные и конъюнктурные изменения в экономике;

— сочетаемость законодательно закрепленных ограничений на бюджетные параметры и возможностей для перераспределения расходов внутризаданных границ.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе гибкости структуры бюджетных расходов. Как известно, высокая доля социально обусловленных и приравненных к ним расходов в общем объеме расходов федерального бюджета значительно сужает возможности для бюджетного маневра в условиях снижающихся доходов. Поэтому аккуратный подход к индексации всех социальных обязательств, оптимизация других «защищенных» статей расходов —вынужденные шаги на пути к оздоровлению бюджета, повышению его устойчивости и невосприимчивости к внешним шокам.

Таким образом, в качестве базовых факторов успешной бюджетной консолидации можно назвать отлаженные процедуры приоритизации расходов в условиях заданных бюджетных ограничений,модифицированные бюджетные правила, гибкую структуру расходов. Все эти факторы в совокупности обеспечивают необходимую эффективность государственных расходов,которая, в свою очередь, определяет качество бюджетной консолидации.

Источник http://bujet.ru/article/294574.php