Налоговики разработают требования к системе внутреннего контроля

ФНС России сообщила на своем официальном сайте о подготовке приказа, который долженутвердить требования к организации системы внутреннего контроля для целейпроведения налогового мониторинга. В документе планируется прописать требованияк раскрытию информации, оценке эффективности системы внутреннего контроля (СВК) и мероприятиям по ее совершенствованию.

Ведомство отмечает, что в настоящее время участники налогового мониторинга самостоятельно контролируют бухгалтерский и налоговый учет. Вместе с тем, модернизация СВК с учетом требований налоговиков позволит сократить количество документов, запрашиваемых инспекторами в рамках налогового мониторинга.

Напомним, что с 1 января 2013 года все предприятия должны осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а те из них, которые проходят ежегодный аудит – еще и вести внутренний контроль бухучета и отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Таким образом, с 2013 года Минфин России ввел понятие "системы внутреннего контроля" на предприятии, но не уточнил, в чем она конкретно заключается. И лишь в 2016 году появилась конкретика в части налоговой отчетности.

Так, 3 августа 2016 года вступил в действие новый порядок проведения налогового мониторинга, который определил, что под СВК понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ). Здесь же следовало пояснение, что СВК должна соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Как раз эти требования и разрабатывает в настоящее время ФНС России.

Отметим, что механизм налогового мониторинга в текущей редакции заключается в проверке налоговой инспекцией налогоплательщика в течение года. Инициатором мониторинга является налогоплательщик.  Налоговики в этом случае в процессе проверки запрашивают необходимые документы и формируют мотивированное мнение с перечислением ошибок в исчислении и уплате налогов. Организация должна эти нарушения устранить, но вправе и оспорить (п. 7-8 ст. 105.30 НК РФ). Подать заявление на налоговый мониторинг могут только крупные компании, совершающие не менее 300 млн руб.отчислений по ряду налогов в год, с годовым объемом доходов не менее 3 млрд руб. и совокупной стоимостью активов не менее 3 млрд руб. (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Взамен крупные налогоплательщики получают некоторые бонусы от ФНС России. В частности, при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый период, в котором проводился налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за некоторым исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, в котором проводится налоговый мониторинг, также за исключением ряда случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Наконец, налогоплательщики получают право проконсультироваться с налоговой инспекцией по поводу налоговых последствий совершенной или планируемой сделки (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).

Источник: Гарант