Опыт совершенствования внутреннего контроля в коммерческих организациях

Системы внутреннего контроля (СВК) в коммерческих организациях являются в настоящее время неотъемлемой частью их систем управления, обеспечивающих руководителей достоверной информацией об эффективности использования активов, выполнении функциональных задач структурными подразделениями, данными о наличии резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг), путей их реализации и т.д.

СВК способствуют созданию условий для бесперебойной работы систем экономической информации организаций, принятию руководителями всех уровней своевременных и обоснованных управленческих решений, повышению прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданию инвестиционной привлекательности.

В недавнем прошлом считалось, что наличие СВК и их структура являются сугубо внутренним делом руководства коммерческих организаций. Однако, этот концептуальный подход начал значительно меняться в связи с возможным вступлением России в ближайшей перспективе во Всемирную торговую организацию и требованиями международных финансовых бирж к коммерческим организациям, котирующим свои акции на международных рынках ценных бумаг.

С 1 января 2006 г. вступили в силу требования к организации СВК хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых включаются в котировальные списки организаторов торговли на рынках ценных бумаг, определенные «Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг», утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245/ПЗ-Н. Согласно этим требованиям коммерческие организации, ценные бумаги которых включаются в котировальные списки А (первого и второго уровней) и Б, обязаны сформировать в составе Совета директоров Комитет по аудиту; утвердить документ, определяющий процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, осуществляемые отдельным структурным подразделением. Оно должно сообщать Комитету по аудиту о выявленных недостатках.

Можно констатировать, исходя из вышеизложенного, что вопросы организации и функционирования внутреннего контроля публичных компаний в России стали объектом государственного регулирования. Поэтому перед их руководством встала проблема формирования СВК в возможно более короткие сроки. При создании современных СВК необходимо учитывать требования Международного института внутренних аудиторов и его российского партнера — Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов».

Как показала практика работы крупных компаний, например, ОАО РЖД, ОАО «Алмазы России», ОАО «Угольный разрез Нерюнгри» и ряда других, наиболее эффективной в настоящее время является СВК, сочетающая в своей структуре службу внутреннего аудита и функциональную форму внутреннего контроля структурных подразделений.

Эти компании при создании своих СВК учли такие особенности как наличие усложненной структуры бизнеса, филиалов и дочерних организаций, разнообразие видов деятельности, стремление высшего руководства получать достоверную информацию и оценку руководителей всех уровней, а также готовность нести значительные дополнительные затраты на содержание и техническое оснащение штатных контролеров и внутренних аудиторов.

Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  1. Определением системы целей СВК.
  2. Определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей.
  3. Определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита.
  4. Разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты.
  5. Создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Опыт, полученный в процессе консультирования создания или совершенствования СВК и их важнейшей части — служб внутреннего контроля и аудита показывает, что в начале этой работы находится решение высшего органа управления, например, Правления ОАО РЖД или Совета директоров ОАО АФК «Система». Этим или последующим решениями утверждается Программа «Совершенствование системы внутреннего контроля» сроком на 2 — 3 года. Создается рабочая группа, которая разрабатывает подробный план мероприятий по выполнению этой целевой программы, подлежащей утверждению в установленном порядке.

Соблюдение приведенной организационной процедуры позволяет в разумные сроки создать внутреннюю нормативную базу функционирования СВК и провести повышение квалификации специалистов организации, которые будут заниматься выполнением контрольных процедур.

Хозяйствующие субъекты, приступающие к формированию СВК должны учитывать, что правильно сформированная СВК будет эффективно работать только при наличии внутренних стандартов и методик, разработанных с учетом современного опыта. В этом случае СВК позволят решить следующие проблемы, влияющие на конкурентоспособность организации:

  1. Совету директоров или исполнительному органу управления наладить действенный контроль над ее структурными подразделениями.
  2. Выявлять неиспользованные внутренние резервы для повышения эффективности работы.
  3. Обеспечивать выполнение ряда консультативных функций по отношению к руководителям и специалистам структурных подразделений.

Хотелось бы пожелать руководителям крупного и среднего российского бизнеса, особенно тем, кто работает с ценными бумагами, в возможно короткие сроки провести работу по модернизации имеющихся СВК, которые на настоящий момент, как показывает наш опыт, решают в основном, задачи контрольно-ревизионного характера, что не отвечает требованиям к современной системе управлениякоммерческой организацией.